Хорошо сформулированный момент о современном искусстве. Почему много фигни, которую «мой ребёнок нарисует лучше».
В 2014 году после статьи Джери Зальца в vulture в широкое употребление вошёл термин Зомби-Формализм. Этой обзывалкой нарекли бесчисленное множество одноликих абстрактных полотен, заполнивших американские галереи и ярмарки. Свежеиспеченные выпускники арт-школ, обнаружив отклик рынка на молчаливые абстрактные работы, принялись мазать холсты чем попало. Хреново подкреплённые неброскими концептами, эти работы идеально вписались в логику декорирования современных интерьеров. Поскольку весь Бушвик (район мастерских в Нью-Йорке) занимался одним и тем же — на рынке стали появляться работы, которые могли сделать 2-3-5 из действующих молодых художников. Джери Зальц здорово иллюстрирует свою статью подобными глупостями.
Забавно, но зомби-формализм существует не только как ругательство. В художественной топике Арсения Жиляева ЗФ фигурирует, как оформление интуиции о полной автоматизации Искусства в акселерационистской перспективе.
Мы же со своей стороны хотели бы пробросить следующие термины: зомби-инсталляция и зомби-перформанс.
Инсталляция и перформанс сегодня стали центральными (почти обязательными) медиумами искусства. Сам факт работы в них как бы легитимизирует любую художественную практику. Спорная идея, развёрнутая до масштабов инсталляции, выглядит более убедительно. Так же и с перформансом — участие живого тела искусстве да и вообще всякая перформативность воспринимается как затрагивающие ключевые проблемы современности, несмотря на то, что подчас в перформансах мы имеем дело с тупым умножением банальностей.